Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Налогообложение в Словакии.

Для получения развёрнутой информации о финансовой системе Словакии, применительно к программе бизнес-миграции, следует ознакомиться с рядом основных законодательных актов.

1. Закон «О пребывании иностранцев» (Zákon № 404/2011 o pobyte cudzincov a o zmene a doplnení niektorých zákonov), в последней редакции от 1.1.2012 года. Текст закона на словацком языке  можно скачать на сайте Министерства внутренних дел Словацкой Республики - http://www.minv.sk/?pobyt-cudzinca. Это закон регулирует пребывание иностранцев на территории Словакии, на основании различных типов виз. Обзор основных положений закона можно найти, например, здесь - http://chemodan.com.ua/slovakia/news.php?news_id=6009.

2. Следующий полезный нормативный акт – это Торговый (Коммерческий) кодекс (Zákon č. 513/1991, Obchodný zákonník). Закон устанавливает виды юридических лиц, требования к бухгалтерскому учету, регулирует общие правила заключения сделок между предпринимателями (поручительство, момент заключения сделки и момент исполнения обязательств, указание цены, и др.), отдельные виды договоров – договор о будущем договоре, договор купли-продажи, поставки, продажи предприятия, складского хранения, и другие.

3. Гражданский кодекс (Zákon č. 40/1964, Občiansky zákonník). Кодекс определяет общие принципы гражданского права, регулирует различные виды сделок, права наследования, определяет общие положения семейного права. Положения о защите прав потребителей также содержатся в Гражданском кодексе.

4. Закон «О предпринимательстве» (Zákon 455/1991, Živnostenský zákon). Этот закон регулирует вопросы ведения предпринимательской деятельности и лицензирования разных видов деятельности. Согласно закону, предпринимательской деятельностью («живностью») является комплексная деятельность, осуществляемая самостоятельно, от своего имени, под собственную ответственность, с целью получения прибыли. Для осуществления большинства видов деятельности (за исключением, например, сдачи в аренду недвижимости) необходимо разрешение (лицензия) – так называемый, «живностенский лист». Условия его получения зависят от вида деятельности.

5. Закон «О бухгалтерском учете»  (Zákon 431/2002, o účtovníctve). Закон определяет требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности, требованию к документации и ее хранению.

6. Трудовой кодекс  (Zákon № 311/2001, Zákonník práce). Кодекс регулирует трудовые отношения в Словакии, устанавливает требования к трудовым договорам, рабочему времени, времени отдыха, заработной плате, порядок увольнения работникам и т.д. Трудовые отношения всегда должны быть оформлены письменным трудовым договором. Продолжительность рабочего времени в Словакии составляет 40 часов в неделю. Минимальная продолжительность отпуска – 4 недели, а для работников старше 33 лет – 5 недель.

7. Закон «О налоге на прибыль»  (Zákon № 595/2003, o dani z príjmov). Закон регулирует налог на прибыль для юридических и физических лиц.

8. Закон «О налоге на добавочную стоимость (НДС)»  (Zákon № 222/2004 o dani z pridanej hodnoty).

 

     Налог на прибыль.

В Словацкой Республике существует налог в размере 21% для компаний, и налоговая ставка от 19% до 25% для физических лиц. Каждый самозанятый имеет возможность вычесть до 20.000 евро в качестве фиксированной платы за расходы без дополнительных доказательств.

Корпорации облагаются налогом только на корпоративную прибыль. С 2017 года в Словакии существует 7% налог на дивиденды на уровне акционеров, актуальный для дивидендов на прибыль с 2017 года. Корпоративные акционеры не облагаются этим налогом на дивиденды. Дивиденды обычно облагаются налогом в стране проживания, поэтому иностранное партнерство может быть хорошим решением.

Если годовой объем продаж компании составляет менее 50 000 евро, ставка корпоративного подоходного налога снижается до 15%.

Интересные возможности для учетной политики. Например, налоговое законодательство позволяет вычесть 150% затрат на исследования и разработки, или льготы при оценке запасов или дебиторской задолженности. Эта возможность влиять на налоговую базу может сочетаться, например, с австрийским групповым налогообложением, которое позволяет компенсировать прибыль убытками ассоциированных компаний.

Аудит является обязательным, если в течение двух лет подряд имеют место два из следующих критериев: активы > 2 млн, чистый доход > 4 млн, среднее число сотрудников > 30. Таким образом, если разделить деятельность на не связанные компании (например, компания владеющая активами и операционная компания), аудита можно избежать.

Проблемами являются ограничения на перенос убытков (5 лет, до 50% прибыли), лимит на вычет денежных расходов (5000 евро) и правило. Согласно которому расходы на услуги могут быть вычтены только в год их оплаты из налогооблагаемого дохода.

 

Примеры для юридических лиц:

  1. Доходы 200 000 €, расходы 150 000 €: налоговая база 50 000 €, ставка налога составит 21% на всю сумму.
  2. Доходы 100 000 €, расходы 0 €: налоговая база 100 000 €, ставка налога составит 15% на всю сумму.
  3. Доходы 101 000 €, расходы 0 €: налоговая база 101 000 €, ставка налога составит 21% на всю сумму.

 

Изменение относится только к доходам от предпринимательской деятельности, оно никоим образом не изменяет, например: 

  • налогообложение дивидендов,
  • налогообложение доходов от сдачи недвижимости в аренду,
  • налогообложение труда.

 Следовательно, с 01.01.2020 г. в Словакии применяются следующие ставки налогов:

 Юридические лица

  • 15% в случае доходов, не превышающих 100 000 € (на всю прибыль)
  • 21% в случае доходов, превышающих 100 000 € (на всю прибыль)

Резиденты Словакии уплачивают налог с дохода, полученного на любой территории. Нерезиденты уплачивают налог на прибыль, полученную из источников, находящихся только в Словакии. Налогооблагаемая прибыль включает в себя доходы от занятости и бизнеса, доходы от аренды и т.д. Инвестиционный доход в виде дивидендов обложению не подлежит.

 Дивиденды освобождены от налогообложения

Общество с ограниченной ответственностью (s.r.o.), которое имеет реальное содержание (постоянное представительство, реальная деятельность), может (с учетом директивы ЕС “О дочерних и материнских компаниях”) получать дивиденды от дочерней компании в другой стране ЕС и распределять их в пользу «активных» партнёрств с ограниченной ответственностью. Так как распределение дивидендов не облагается налогом в Словакии и так как ограниченное партнерство может получать дивиденды от корпорации без налога, в Словакии нет дальнейшего налогообложения. На практике, этим часто пользуются, открывая дочерние компании в странах ЕС, где высока закредитованность банковской системы. Это, например, страны Прибалтики, Греция, Италия, Румыния и др. Таким образом, минимизируется риск потерь от возможных налогов и сборов в этих странах.

Если владельцы партнёрств с ограниченной ответственностью являются резидентами в другой стране, у которой есть соглашение о двойном налогообложении со Словакией, налогообложение прибыли партнёрств с ограниченной ответственностью подлежит Словацкой системе налогообложения в соответствии со статьей 7 Закона «О налоге на прибыль» большинства соглашений об избежании двойного налогообложения.

Страны, с которыми подписано соглашение об избежании двойного налогообложения

Австралия

Австрия

Беларусь

Бельгия

Босния и Герцеговина

Бразилия

Болгария

Канада

Китай

Хорватия

Кипр

Чешская Республика

Дания

Эстония

Финляндия

Франция

Германия

Грузия

Греция

Венгрия

Исландия

Индия

Индонезия

Ирландия

Израиль

Италия

Япония

Казахстан

Корея (Респ.)

Латвия

Ливия

Литва

Люксембург

Македония

Мальта

Мексика

Молдова

Монголия

Черногория

Нидерланды

Нигерия

Норвегия

Польша

Португалия

Румыния

Россия

Сербия

Сингапур

Словения

Южная Африка

Испания

Шри-Ланка

Сирия

Швеция

Швейцария

Тайвань

Тунис

Турция

Туркменистан

Украина

Великобритания

США

Узбекистан

Вьетнам

 

Подоходный налог в размере 35% применяется в случае, если выплаты производится в страны, с которыми нет соглашения об избежании двойного налогообложения, или соглашения об обмене налоговой информации.

     НДС

Плательщиком НДС обязаны зарегистрироваться предприятия, торговый оборот которых составляет более 49,79 тыс. €. Компании, чей оборот меньше могут самостоятельно выбрать статус плательщика НДС.

Стандартная ставка НДС с 2011 г. составляет 20%. При этом пониженная ставка 10% предусмотрена для медицинских продуктов, некоторых книг и брошюр. Некоторые услуги, например финансовые и страховые освобождены от уплаты налога.

      Налогообложение доходов физических лиц

Налог на доходы в Словакии прогрессивный. Доходы до 35 002,31 € в год облагаются по ставке 19%, доходы свыше - по ставке 25%. Также предусмотрен дополнительный налог для некоторых государственных служащих в размере 5%.

Важно. Акционер компании (s.r.o) может одновременно быть директором. В этом случае, он подаёт в налоговую службу заявление об отказе от получения заработной платы. В результате, директор (акционер) не платит никаких налогов (подоходный, в фонды соцстрахования и медстрахования), но получает дивиденды, не облагаемые налогом. Если же директор получает заработную плату, то, помимо уплаты налога,  отчисления в фонды производит и он сам, и s.r.o.

       Налог на недвижимое имущество физических лиц.

Данный налог является местным и уплачивается собственником недвижимости. Величина налога зависит от стоимости квадратного метра. Ставка устанавливается на местном уровне, базовая ставка составляет 0,25%.

При продаже имущества, находившегося в собственности более 5 лет, налог не взимается.

 О регистрации и ликвидации s.r.o.

Словакия является членом ЕС, никогда не состояла в черных списках Кабмина, FATF, ОЭСР. Показателем популярности Словакии является также очень большое число регистрируемых компаний с ограниченной ответственностью. К примеру, за 2015 год количество вновь зарегистрированных  компаний составило 16 000. 

Для повышения инвестиционной привлекательности, в Словакии появилась возможность зарегистрировать компанию с ограниченной ответственностью (s.r.o.) с уставным капиталом 1 EUR (до этого уставный капитал компании с ограниченной ответственностью составлял 5 000 EUR).

Форма s.r.o удобна ещё и тем, что владелец несёт финансовую ответственность за компанию только в сумме уставного капитала в 5 000 евро. Тогда как владельцы ИП, кооперативов и АО отвечают по обязательствам всем своим имуществом и активами.

После получения постоянного вида на жительство, резидент-владелец компании может её ликвидировать. Для этого у компании не должно быть задолженности по налогам и сборам.

Также компанию можно продать. Наиболее распространённой формой является введение нового владельца миноритарным акционером в продаваемое s.r.o с последующей переуступкой полного пакета акций от прежнего акционера. Налог в данном случае не взимается. Стоимость продажи готовых s.r.o – не плательщиков  НДС составляет от 5 000 евро, плательщиков – от 8 000 евро

 

1-2.

В соответствии с Соглашением между правительствами РФ м СР об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, вступившего в силу 01 мая 1997г :

 

Лица с постоянным местопребыванием

-     Для целей настоящего Соглашения выражения "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве" и "лицо с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве" означают любое лицо, которое по законодательству Договаривающегося Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации или любого иного аналогичного критерия. Это выражение, однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в Договаривающемся Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве, или в отношении находящегося в нем имущества.

-     Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся Государствах, его положение определяется следующим образом:

a)      оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Государство, в котором лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно обычно проживает;

c) если лицо обычно проживает в обоих Государствах, или если лицо обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, гражданином которого оно является;

d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает лицо в качестве своего гражданина, или если ни одно из Договаривающихся Государств не считает его таковым, компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

 

Доходы от недвижимого имущества

Доходы, полученные лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества (включая доходы от эксплуатации сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

 

Прибыль от предпринимательской деятельности

Прибыль от предпринимательской деятельности, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, подлежит налогообложению только в этом Государстве, если такое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если деятельность осуществляется в другом Договаривающемся Государстве через постоянное представительство, то прибыль упомянутого выше лица может облагаться налогами в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к деятельности этого постоянного представительства.

 

 Корректировка облагаемой прибыли

 

В случае, если:

a) лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или имуществе лица с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве; или

b) одни и те же лица прямо, или косвенно участвуют в управлении, контроле или имуществе лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и любого лица с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве,

и в любом случае между двумя лицами в их предпринимательских или финансовых отношениях имеются, или введены условия, отличающиеся от тех, которые имели бы место между независимыми лицами, тогда любой доход, который мог бы быть зачислен одному из них, но не был зачислен из-за таких условий, может быть включен в доход этого лица и, соответственно, обложен налогом.

В случае, если доход был включен одним Договаривающимся Государством в доход лица и вследствие этого обложен налогом, а затем, в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи включается также другим Договаривающимся Государством в доход другого лица, то первое Государство может сделать соответствующую корректировку суммы налога, исчисленной первому лицу с такого дохода. При определении такой корректировки будут учитываться другие положения настоящего Соглашения, а компетентные органы Договаривающихся Государств будут при необходимости консультироваться друг с другом.

 

Доходы от работы по найму

 

заработная плата и другие подобные вознаграждения, полученные лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, подлежат обложению налогами только в этом Государстве. Однако если работа по найму осуществляется в другом Договаривающемся Государстве, то полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогами в этом другом Государстве.

 

Другие доходы

 Виды доходов лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, независимо от того, где они возникают, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, облагаются налогами только в этом Государстве.

Положения пункта 1 не применяются, если получатель таких доходов является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство или предоставляет в этом другом Государстве независимые личные услуги посредством находящейся там постоянной базы, и право или имущество, в связи с которыми получен доход, действительно связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой

Устранение двойного налогообложения

 

Применительно к Российской Федерации двойное налогообложение устраняется следующим образом:

если лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации получает доход или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогами в Словацкой Республике, сумма налога на такой доход или имущество, уплаченного в Словацкой Республике, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода или имущества в соответствии с законодательством и правилами Российской Федерации.

Применительно к Словацкой Республике двойное налогообложение устраняется следующим образом:

при налогообложении лиц с постоянным местопребыванием в Словацкой Республике Словацкая Республика может включать в базу для налогообложения доходы, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут также облагаться налогами в Российской Федерации, но при этом будет разрешено уменьшение суммы налога, уплаченного в Российской Федерации. Такое уменьшение, однако, не будет превышать ту часть словацкого налога (начисленного до получения скидки), которая относится к доходу, который в соответствии с настоящим Соглашением может облагаться налогом в Российской Федерации.

 

Обмен информацией

 

Компетентные органы Договаривающихся Государств будут обмениваться лишь той информацией, которая необходима для применения положений настоящего Соглашения или для выяснения положений внутреннего законодательства обоих Государств, касающегося налогов, на которые распространяется Соглашение. Обмен информацией не ограничивается статьей 1. Любая полученная Договаривающимся Государством информация будет считаться конфиденциальной, так же, как и информация, полученная по внутреннему законодательству этого Государства, и будет раскрыта только лицам или органам (включая суды и административные органы), связанным с определением, взиманием, принудительным взысканием или исполнением решений в отношении налогов, на которые распространяется настоящее Соглашение. Такие лица или органы будут использовать информацию только для таких целей. Они могут раскрывать эту информацию в ходе открытого судебного заседания или при принятии судебных решений.

Ничто в пункте 1 настоящей статьи не будет толковаться как обязывающее компетентные органы одного Договаривающегося Государства:

a) проводить административные меры, противоречащие законодательству или административной практике этого или другого Договаривающегося Государства;

b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычной административной практики этого или другого Договаривающегося Государства;

c) предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную тайну или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике.

3. Если компетентный орган одного Договаривающегося Государства в соответствии с настоящей статьей делает запрос, компетентный орган другого Договаривающегося Государства будет пытаться получить необходимую информацию, как если бы это касалось лица с постоянным местопребыванием в этом другом Государстве, даже, если это другое Государство не нуждается в такой информации. По просьбе компетентного органа одного Договаривающегося Государства компетентный орган другого Договаривающегося Государства будет пытаться предоставить необходимую информацию и, в частности, такую, как свидетельские показания и копии оригиналов документов (включая книги, документы, заявления, записи, счета) в том же объеме, в каком показания и документы могут быть получены по законодательству и административной практике этого другого Государства в отношении своих собственных налогов.

 

3. Открыть банковский счет в СР может как физическое, так и юридическое лицо

Необходимые документы для открытия счета

-   для физ. лица: загранпаспорт и документ о получений ВНЖ в Словакии

-      для юридического лица: выписка с торгового реестра Словакии и присутствие владельца компании или директора

Касательно зачисления больших сумм переводом, банк не требует никаких документов, но согласно директивы ЕС 3.AML , 4.AML (anti-money laundering law) проверяются переводы выше 10 000,-eur случайным выбором.

Нет разницы между реализацией банк. переводов со стран ЕС и РФ, так как нестандартные трансакции все равно проверяются.

 

Если инвестиция превышает 5 млн.EUR государственная помощь для развития регионов с высокой мерой безработицы для сектора: промышленности, технологии, туризма и центра стратегических услуг. Помощь оказывается на приобретение материальных и нематериальных активов. Налоговые льготы и вклад на создание рабочих мест.